А вы ели в детстве макуху?

   Солнечный свет заливается внутрь через глаза словно подсолнечное масло в бидон или канистру. В племсовхозе Должанском, где жила моя бабушка Мария, которая сорок лет была учителем и которая родила мою маму в сорок лет, была маслобойня, разумеется. Ты на своём огороде срезаешь шляпки выросшего и подвысохшего подсолнуха, выбиваешь из них семена, собираешь их в мешок, и тащишь тот на маслобойню. Там, за символическую плату, из твоего личного урожая семян подсолнечника выжимают масло. Я присутствовал в раннем детстве на маслобойне. Вкусно пахнет, очень вкусно пахнет. В итоге, ты забираешь своё родное натуральное подсолнечное масло и макуху. Макуха - это семена после воздействия давления. Все дети раньше любили есть макуху. Хоть и взрослые предупреждали, что это не желательно, ибо будет аппендицит. Макухой прикармливали и рыбу за день до рыбалки, к примеру. Её бросали в воду. Рыба начинала её есть и хотеть ещё. Когда рыба приходила за добавкой на следующий день, то на прикормленном месте её поджидало другое фирменное блюдо, но уже насаженное на острый крючок с секретом: обратный шип под остриём заходит легко, но выходит только с мясом... Дети очень любили раньше ловить рыбу. Неописуемый восторг, трепет и волнение. Потрясающие внутренние ощущения, которые можно сравнить только с чувствами на первых свиданиях и с чувствами от вида МиГ-29 и Су-27. Когда трепещущая плавниками в воздухе краснопёрка срывается с крючка и падает обратно в воду - у тебя обрывается сердце. Это невыносимая трагедия, а сам Шекспир нервно курит в сторонке. Когда сазан сперва топит поплавок, а следом кладёт его горизонтально - это значит он твой. Он никуда не уйдёт. Только его вес может его спасти во время вынимания из воды. Но ты сам стоишь по пояс в воде: сазан твой. Рыбы было много. Мы ловили её даже просто руками в камышах. Ставки были общие и бесплатные. Дети отлучались от дома на километры и без телефонов. А каждый взрослый на пути у детей был бдящими глазами, ушами и голосом их же родителей. Мою бабушку никто в совхозе не называл просто Марией, Машей или баб Маней. И взрослые, и старики обращались к моей маленькой бабушке только по имени и отчеству - Мария Афанасьевна. Наверное, потому что она 40 лет отработала сельским учителем в школе. 

   Когда на выходные к бабушке приезжали мои мама с папой, чтобы помочь по хозяйству или на какой праздник, то я обязан был рассказывать им стихи, которые учил с бабушкой. Это было в дошкольном возрасте. Я просто не пойму, в каком именно, если в детсаде я тоже был. И даже помню некоторые моменты оттуда. Например, как я специально не спал, когда все спали. И помню полки с игрушками. И на полу игрушки. Я сижу посреди них. Огромное количество игрушек, от многообразия которых разбегаются глаза. Острое чувство, очень острое чувство волнения от вида игрушек и игры с ними. Сердце в огне. Страсть безудержная. Машинки... 

   Кажется диким, но однажды в жизни мы не знаем названия цветов. Разноцветная подушка, наволочка на подушке. По ней бабушка и научила меня различать и называть цвета. А к рассказыванию стихотворений для родителей я относился очень серьёзно. Это не было хи-хи или ха-ха. Это была серьёзная работа. Была толстая детская книжка со стихотворениями для детей. Мы с бабушкой выучили её наизусть, в итоге. 

   Когда ты просыпаешься у бабушки, то, если это лето, ты выходишь босиком, стараясь идти по камешкам, чтобы не зацепить детскими стопами прохладную росу на траве. Заходишь на летнюю кухню, где тебя уже ждёт завтрак. А бабушка ещё с четырёх утра стоит раком на огороде. Так стоит, что редко когда не стонет перед сном в кровати на высокой перине. Я тоже помогал. Ну, дети раньше с малых лет по магазинам ходили, в очередях со взрослыми стояли. Коровы у нас не было, но совхоз выписывал таким жителям молоко бесплатно. И я, через день или два, ходил ранним утром в центр совхоза, где стоял в очереди за нашим натуральным молоком. В бидон или в бутыль стеклянный. Короче, точно помню, что если молоку дать постоять пару-тройку часов в покое в трехлитровой банке, то слой сливочного жира заполнял верхнюю половину ёмкости. И если не потрясти молоко перед употреблением, то в кружку наливались буквально жирные сливки. Сегодняшнее молоко в супермаркетах, ребята, это водица;-) 

   Домашнее масло ели? Теть Вера вынесла за двор три бутерброда: своему внуку и нам, за компанию. Огромный кусок мягкого белого хлеба, вырезанный из середины круглой буханки. А сверху - почти сантиметровый слой домашнего масла. Оно мягкое, сладкое, нежное и вкусное. 

   Да, сало тоже топили. В определённый период, у бабушки были утки, куры, гуси и свинья. Растопленное сало, при остывании, приобретает белоснежный цвет и отвердевшую консистенцию, мягче сливочного масла. Его тоже мазали на хлеб и посыпали солью. Или сахаром... По вкусу... Да, сахаром, точно, посыпали тоже. 


   Это было вчера, а сегодня день уже пасмурный, но не холодный. Дуновение ветра касается волос и открытых частей тела. Уже недостаточно многочисленные волосы на голове компенсируют усы и борода, которые по своему участвуют в восприятии организмом внешнего мира и передачи дополнительных данных в мозг. Это дуновение ветра в пасмурную погоду с затянутым облачностью небом невольно вызывает внутри тебя сигнал ожидания дождя. Ты следуешь на работу после обеда с чувством облегчения, что помыл посуду, чем помог жене по хозяйству. Ведь вода не идёт. И мытьё посуды в таких условиях не вызывает особо положительных эмоций. В таких условиях - у меня отработанная схема. Во-первых, из заблаговременно набранной в шести-литровую ёмкость воды я набираю её часть в кастрюлю, потому что мне нужен кипяток для стерильности посуды и большей эффективности смывания моющего средства с посуды для данного случая, когда нет проточной воды из крана. Пока закипает вода, я обильно намываю посуду губкой и моющим средством. Затем, я беру салфетки. Этими бумажными салфетками я насухо вытираю посуду от пены. Кипяток подоспел вовремя. Большую пустую кастрюлю я помещаю в раковину и заполняю первую намытой и уже вытертой насухо посудой. Венчаю конструкцию из мисок и тарелок цилиндрической ёмкостью со столовыми приборами внутри. И заливаю в неё кипяток. Потряс ёмкость. Сливаю воду в кастрюлю с посудой. Снова делаю то же. И так - трижды. Ложки с вилками чистые. Изымаю. Тем временем, посуда в кастрюле отдаёт горячей воде остатки средства для мытья посуды в виде невидимого слоя. Правой рукой набираю в чистую кружку кипяток, а левой рукой достаю тарелку из кастрюли с водой и, держа над кастрюлей, проливаю кипяток по внешней и внутренней сторонам тарелки. Пару секунд жду, пока стечёт вода. Изымаю из контекста и перевожу в статус помытой на другое место. И так далее, три раза доливая воду в кастрюлю с кипятком. Посуда горячая, чистая и не скользкая. До мытья посуды я выпил кофе с молоком, сахаром и конфетой. Есть не особо хотел. Перед уходом я был вынужден, как обычно, убрать туалет для кота. Я никому из членов семьи не доверяю это неинтересное дело. Во-первых, никто кроме меня так не брезглив. Поэтому, я крайне аккуратен. Лучше в перчатках. И хорошо вымыть руки, даже просто после того, как прикоснулся к лотку с древесным наполнителем. Изолировать содержимое пакет. Тщательно вымыть руки. После мытья - вымыть руки снова, но уже спиртом. И ещё: даже ручки пакета для мусора, который я выношу, я должен предварительно намылить. Чтобы после того, как вынесу мусор и последую дальше на работу, к примеру, мои руки были абсолютно чисты, не ангажированы и не скомпрометированы. Жена готовит еду: я ей запрещаю прикасаться к туалету кота, в принципе. Во-вторых, убирая за котом туалет, я наделяющий себя моральным правом давать тому пинка под наглые яички. Ему не нравится, огрызается. Но он знает, что это моя рука - рука дающего ему еду. Так что он по-мужски и по-взрослому воспринимает мой ложный буллинг в его сторону. Да, кот не кастрирован. Мы не посмели посягнуть на его честь и достоинство. Однако, у нашего семилетнего (плюс-минус - я не помню, но знаю, что 18 декабря у него ДР) вислоухого шотландца кремового цвета на столько высоко интеллектуальные и морально-этические кондиции, что он никогда не проявляет животные инстинкты в контексте продолжения рода. Он никогда не был на улице. Возможно, он подавляет позывы к размножению по одной из двух причин: либо он настолько эгоистичен, честолюбив и самовлюблён, что считает себя гармоничной и самодостаточной самой в себе Вселенной - либо он просто не желает повторения своей подневольной судьбы для своих гипотетических котят. Возможен, конечно, и третий вариант: Марсик просто опасается, что в случае, если я услышу ля-минор его любовной оперы, то в его высоко-благородную морду прилетит то, что в тот возвышенный момент окажется у меня под рукой. Не хочу портить свою прозу смайликами, но он тут имел бы место быть. 

   Итак, дуновение ветра в пасмурную погоду, несмотря на отсутствие дождя, таки провоцирует его в недрах внутреннего мира. И прохладные капли слетают с небес, касаясь тонких и чувствительных струн умозрительной гитары внутри тебя, как одного из инструментов, звучание которого удерживает потолки твоего храма высокими, а внутреннюю акустику твоей души благозвучной и способной вступать в резонанс с прекрасным звучанием окружающей среды и действительности... 

25 октября 2024 года

ЛНР, РФ

А. В. С. 

Comments