Type II error. Ошибка второго рода.

   Ощущение, словно по извилинам моего мозга прошелся трактор  К-701 "Кировец" с плугом на корме. С пятью задачами из Теории вероятности покончено. Но я даже не знал, что моя схватка с Математической статистикой станет такой бескомпромиссной и ожесточенной! :-) Из семи заданий на эту тему - я смог осадить и взять три, на данный момент. Впереди меня ждут еще четыре крепости. Ничего, прорвемся. Это напряжение в голове напоминает мне напряжение 21-летней давности на лекции по Теоретической механике в Харькове. Предмет читал, безусловно, один из умнейших преподавателей. Но он был настолько умным, что позволял себе не вникать в подробности своего предмета, считая, что курсанты и так все поймут. Вместо этого, кандидат наук рассказывал нам об историях из своей жизни, как он жал руку и Королеву, и остальным известным на весь Мир советским ученым. У преподавателя не было многих пальцев на обеих руках. На одной из рук, если мне не изменяет память, у него или вообще не было пальцев, или оставался единственный. Да, был один. В общем, он часто ронял мелок, а вытирая тряпкой классную доску - пачкался основательно. Слушая его рассказы вместе с группой или всем курсом, я ощущал, как в мой мозг закладывается не распакованная информация о предмете Теоретическая механика. Вопросы всегда возникают, когда приступаешь к самостоятельному изучению. Во время чтения предмета лектором - вопросов нет. Они возникают потом. И когда собирается критическая масса таких вопросов - начинается чувство потери контроля над предметом. А я привык все держать под контролем. Я отдаю часть себя, но забираю в залог часть от чего-то другого. Но наступил момент, когда мой мозг оказался не способен отгрызть от предмета репрезентативную выборку информации. Я не мог пустить дело на самотек. Я привык все контролировать, имея ввиду все учебные предметы. Нельзя сказать, что остальные курсанты моей группы поголовно прониклись Теоретической механикой. Но я испугался оказаться на неуправляемом плоту эпизодического незнания. Учитывая, что ВУЗ был военный, не стоит забывать и о пропуске занятий благодаря периодическом заступлении в наряд.
   
   Кстати, так получалось, что и в военном ВУЗе, и в воинской части, в которой я дослуживал, когда отчислился из ВУЗа, я вступал в конфликт с доминирующим кругом в коллективе именно из-за такого армейского понятия, как наряд.
Но перед этим, я успел перейти дорогу еще и "суворовцам". Один простой парень никак не мог совладать с комплектом химической защиты на тренировке посреди высоких деревьев Сокольников. К нему подошел кто-то из нашего будущего курса и начал пинать и катать по траве комплект ОЗК неловкого курсанта. Я увидел это и вежливо, но уверенно попросил отстать от парня. В следующую минуту ко мне подошли два "суворовца" и в стиле американских фильмов про их молодежь начали молоть какую-то ахинею. Они встали впритык напротив меня, приняли осанистую стойку со слегка приподнятыми подбородками (они же учились до ВУЗа в Суворовском училище), и один из них начал говорить примерно следующее, приближая свое лицо к моему: "После КМБ и Присяги он станет командиром группы, а я стану командиром отделения. И ты у нас не будешь из нарядов вылазить. Мы тебе еще покажем. Готовься." Меня,пусть еще 17 летнего парня, но нисколько не смутило это внезапное и несколько театрализованное представление от двух "суворовцев", что-то себе возомнивших. Да,они, действительно, успели побывать командирами. Но в самом начале, как, наверное,того требовал Устав в отношении курсантов, прибывших не со школы, а с Суворовских училищ. Впоследствии, один из них стал моим другом. Одним из двух моих друзей в группе. "Суворовцы" ошибались, что в Украинской Армии их ждут первые роли в коллективе. Кто на самом деле оказался на первых ролях, так это те, с кем я и столкнулся чуть позже в ВУЗе, а следом и в ВЧ.

   Наша группа была в наряде по кухне. Присели посреди травы на отдыхе. И один из нас, который станет чуть позже командиром моего отделения, заявил, что из наряда по кухне можно сделать неплохую традицию. Я в резком тоне заявил, что мы пришли сюда военному делу учиться, мол, а не на столы накрывать. В ответ я услышал украинскую речь, на которой мне обещали позаботиться о моем дальнейшем счастливом времяпровождении в группе :-) Нет, меня не смутила такая ответная реакция. Огорчило другое: я снова оказался один на один со своей позицией, как и в случае с тем неловким парнем, за которого заступился. Меня никто не поддержал и на этот раз. А между мной и будущими командирами в группе - с того момента пробежала кошка. В группе сложилась иерархия. Противостоять ей в одиночку - было делом, конечно, бесполезным. Разобщенность большинства адекватных и умных курсантов способствовала укреплению иерархии. Верхушка иерархии в группе превращалась в какую-то семью и ввела в свои ряды еще и старшину курса. Я сконцентрировался на учебе :-)

   Однако, как противостоять "иерархии" - я нашел способ уже не в курсантском коллективе, а солдатском, куда попал, отчислившись по собственному желанию из военного ВУЗа. В воинской части, по сложившейся традиции, я сразу перешел дорогу солдатским "правящим кругам" в казарме:-) Кроме солдат-срочников, здесь были и вывшие курсанты. В том числе, и земляки с Донбасса. Но все они были сами по себе. Их даже трудно было заметить. Они отличались от солдат-срочников. У бывших курсантов был задумчивый и полу-отрешенный взгляд. Ощущение, что они просто дожидались приказа о демобилизации и уже думали о будущем там, на гражданке. Они были порознь. Только 13 августа 1996 года я обнаружил, что нас аж 13 человек. Но тогда я даже и не догадывался о таком наличии моих побратимов. Помимо задумчивого взгляда и умных глаз, бывших курсантов отличал сдерживаемый огонь и сталь в жилах. Возможно, поэтому они и были порознь, боясь взрыва эмоций при объединении. И они сублимировали. Один из-под горячей воды в бане вылетал на снег и обтирался им. Другой - дал этому по морде. Третий задумчиво читал книги в "Свитлице". Четвертый, как робот ходил в наряд дежурным по роте. И так далее. Все жили в собственных мирах, пока реальным миром правили украино-язычные простые парни.
   Однако, я не мог быть в тени уже только потому, что перешел дорогу "правящим кругам" :-) Я разделил реальность с правящими в ней украино-язычными солдатами-"пассионариями", не боясь в одиночку оставаться к ним в жесткой оппозиции. Они, конечно, давили на меня, осаживали и крепко держались друг за друга, если я концентрировался на одном из них. В конце концов, их давление на меня способствовало возрождению во мне духа свободы и независимости, который мне присущ изначально, но был купирован в военном ВУЗе. Бывшие курсанты по прежнему были порознь. Поэтому я превратился в пассионария-одиночку. Сходил в самоволку за бутылкой водки и присоединился к ночному празднованию Дня рожденья одного из солдат из "украино-язычной мафии" :-) Отныне, мне нужен был адреналин и праздник. Я двенадцать раз подряд (сутки через сутки) заступал дежурным по роте из-за того, что засыпал ровно в 5 часов утра, когда любил заходить с проверкой дежурный по части. А я вскакивал на неуправляемых занемелых ногах, прикладывая руку к пустой голове и так далее. Затем я облазил все высокие места в части. Заместитель командира дивизиона, устав стоять в нелицеприятной позе перед командиром роты за мое поведение, уже сам подходил ко мне и по-дружески спрашивал о том, что мне купить в городе и так далее. Мой товарищ посоветовал мне, однажды, написать объяснительную не словами, а рисунками. Я так и сделал, предоставив майору вместо объяснительной - схематическое изображение ситуации. На следующий день, замполит показывал мой рисунок перед всей ротой и обещал перед всеми, что сгноит меня и я превращусь в трухлявое дерево, не дождавшись ДМБ. Я вошел в раж и уже не замечал солдат вокруг. Я вышел в другое измерение, где были офицеры. Так я в одиночку победил иерархию украино-язычных солдат. И когда 13 августа 1996 года, выходя через ворота ВЧ встретили идущих с работ вышеупомянутых "дедов", то последние, помахав всем ручкой, сказали: "А со Свиридкиным мы обнимемся." Мы обнялись и разошлись навсегда.

Да, в единстве - сила. Это правда. Да, нужно немножко сойти с ума, чтобы расшатать окружающую реальность с навязанными правилами, чтобы избавиться от ее пут и расчистить дорогу для себя и товарищей, которые придут на запах Свободы. Задумчивые и умные глаза бывших курсантов говорили о запертом сознании от непропорционально большого количества ума для сложившейся обстановки. Нужно было сбросить балласт, чтобы освободиться и выйти наружу из скорлупы математического ожидания.

Ладно, завтра возвращаюсь к Математической статистике. Скоро сессия. Пусть дымится голова. Но я должен. Нет объяснений для этого. Ощущение, что кто-то во мне все еще о чем-то мечтает и хочет учиться, чтобы увидеть в жизни больше. Если не в этой, то в следующей.

17 мая 2016 года
ЛНР
Divine Excursator

Comments