Рабство XXI века. Назад в Древнюю Грецию.

" I. РАБСТВО.
1. Теоретическое обоснование рабства.
(Аристотель, Политика, 1252а-1254б)

Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим интеллектуальным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, по природе своей существо подвластное и рабствующее. В этом отношении и господином и рабом в их взаимном объединении руководит общность интересов...
   1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевлёнными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...
   Если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам... если бы ткацкие челноки сами ткали... господам не нужны были бы рабы.
   1254а. ...Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью... Уже непосредственно с момента самого рождения некоторые существа... предназначены к подчинению, другие к властвованию...
   Те люди, которые в такой сильной степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек от животного... те люди по своей природе рабы...
   1254б. ...Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они пригодны для политической жизни... одни люди по своей природе свободные, другие рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.
    Перевод   С. А. Жебелева.

(Платон, Законы, VI, 5, 757 A; VI, 19, 777 C - 778 A)
   Ведь рабы никогда не станут друзьями владык, так же как люди негодные не станут друзьями людей порядочных... Владение рабами тяжко. Это многократно было доказано фактом возникновения частых восстаний мессеян. Сколько случается бедствий в тех государствах, которые обладают большим количеством рабов, говорящих на одном и том же языке...
   Чтобы рабы легче подчинялись, они не должны быть между собой соотечественниками, а, напротив, по возможности более разниться по языку...
   Перевод А. Н. Егунова."

Хрестоматия по истории Древней Греции. Под ред. д-ра ист. наук Д. К. Каллистова. М., "Мысль", 1964. 695 с. Тираж 25000


Comments