German paratroopers in Moscow, a poet in Love. Немецкий десант в Москве, поэт в любви.

   Итак, придя с работы и после некоторых домашних дел, запивая малиновое варенье зеленым чаем - я могу представить на суд читателей свое первое и молниеносное касание литературной Германии XVII века.

   Хотелось бы спросить россиян о том, какие стихи или сонеты им известны об их столице Москве? Что могут сказать россияне о Москве, кроме заезженных "белокаменная" и "не резиновая"? Тогда отправимся в первую половину XVII столетия, когда были написаны следующие строки сонета к Москве:

"Царица русских городов - благородная, величественная, широкая, обильная, прекрасная! Гляжу я на тебя, на твою златую голову, и мыслю, что светлее золота та, к кому стремится душа моя. Роскошны косы прекрасной Базилены, полонившей меня своей красотой. Она моя госпожа, она для меня прекрасней всех красавиц мира, ты же - идеал для многих тысяч русских, и ничто не сравнится с твоей божественной красотой! Но вдвое хвалю тебя за то, что ты (и это возносит тебя до небес) напомнила мне прекрасную женщину, соединившую в себе все совершенства".

   Эти строки написал Пауль Флеминг (1609-1640), немецкий поэт. Меня поразил сонет и мне просто стало любопытно, откуда у немца такая любовь к Москве-то? Захотелось узнать обстоятельства. Да, Пауль Флеминг был в составе посольства в Москву. Романтично, на первый взгляд. Конечно, если только с точки зрения поэта. Если поверхностно, то Флеминг застает в 1634 году время правления Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Итак, "немецкий десант" высаживается в Москве при первом из Романовых через 81 год после высадки "английского десанта", который застал последнего из Рюриковичей - царя Ивана I Васильевича всея Руси. Идем дальше.

   Что это за посольство в Москву из немецких земель во время Тридцатилетней войны? Российская Википедия не договаривает самый важный факт. Просто удивительный факт. Поэтому, кликаю на Немецкую Википедию о Пауле Флеминге. Оказывается, главный герой здесь не поэт. Посольство послал в Москву герцог Гольштейн-Готторпсий Фридрих III. Википедия докладывает, что миссия посольства была неудачной, по большому счету. Не договорились с Михаилом Федоровичем, пятое-десятое, что-то там про кораблекрушение на Каспии при продолжении миссии в Персию. Один из ответственных публично казнен. А наш поэт Флеминг умирает молодым вскоре после посольства. Как всякий порядочный и уважающий себя поэт, Пауль, конечно же, еще и влюбиться успел, как это водится. Но, к великому горю современников, поэт умирает в свои какие-то всего лишь 30 лет. Якобы, от воспаления легких.

  А теперь развязка!

Посольство-то - удалось Фридриху III! И удалось на славу-то у герцога Гольштейн-Готторпского!

Знаете, кто он такой? Верно! Прапрадедушка Петра III! Следовательно, герцог Фридрих III - предок всех Российских императоров: от Петра III и до последнего на Российском престоле из Романовых - Николая II.

   Через 128 лет после "неудачного" посольства в Москву, на Российский престол восходит потомок (Петр III в 1762 году) герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха III - того самого герцога, который и снарядил посольство в далеком 1634 году. Вот, как надо планировать экономику! :-) И до самого 1917 года - потомки Фридриха правили Россией. Это только официально. Ведь я же говорил, что за 81 год до "немецкого десанта", в Москве успел высадиться "английский десант" в лице "Московской компании".

   Любопытно это все с этими "десантами". Кстати, моя метафора про "десант" не такая уж и милитаристская. Это не я придумал "Буря и натиск" для названия одного литературного сообщества. Это как раз просветители немецкие придумали и состояли в нем.

   У меня сложилось двойственное ощущение о литературных деятелях еще не собранной воедино Германии XVII века. Пахнет дуализмом: то ли немецкое схоже с русским, то ли русское схоже с немецким. Литература та - отчасти, эхо Тридцатилетней войны. Удивительно трезвые, честные и откровенные вещи в немецкой литературе по этой теме, которые я не встречал ни у испанцев, ни у французов, ни у англичан. Они могли успеть скрыть ужасы кровавой бойни, которая могла предшествовать реанимации Античности. Потому что Возрождение шло с запада на восток. Но немецкие свидетели ужаснейшей войны перед Возрождением в Германии - сохранились. И они, на мой взгляд, каким-то более близким и понятным восприятием и слогом описали все неприглядности войны. Откровенно и честно. И наперед скажу, кто не в курсе: ничего не поменялось за почти 400 лет! Войны те и эти - ничем не отличаются! (Только Великая Отечественная война 1941-1945 годов как-то не вписывается в многовековой шаблон. Может, поэтому ее и пытаются стереть из Мировой памяти.) С этими немецкими авторами я и хочу ознакомиться прежде, чем войти в XVIII век просветителей Германии. Впрочем, Германии - это условно. Там речь шла о целых 36-ти отдельных государств. Ведь облава буржуа на феодалов еще только-только готовилась...

21 июля 2017 года
Малороссия/Malorossiya/Little Russia
Divine Excursator

Comments